дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Новости
30 апреля 2020 147 просмотров 0 комментариев Распечатать

ЦНИИОИЗ: система ОМС оказалась не готова к экстремальным условиям

ЦНИИОИЗ: система ОМС оказалась не готова к экстремальным условиям

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава РФ представил доклад о влиянии пандемии коронавируса на отечественное здравоохранение. По мнению авторов исследования, система ОМС оказалась к работе в новых условиях не готова. Главным образом, финансово, так как средств фондов на фоне снижения страховых взносов и сокращения плановой медпомощи оказалось недостаточно. Позиция экспертов расходится с мнением председателя Федерального фонда ОМС Елены Черняковой, которая через пресс-релизы уже не раз подчеркивала устойчивость системы.

Эксперты ЦНИИОИЗ напоминают, что начиная с 2014 года финансовое положение государственных (муниципальных) медицинских организаций значительно ухудшилось. Основных причин две – дополнительные расходные обязательства медицинских организаций (не обеспеченные адекватным допфинансированием), связанные с необходимостью резкого повышения заработной платы медицинских работников в рамках майских указов, а также резкий рост стоимости потребляемых медицинскими организациями ресурсов в результате введенных против нашей страны санкций и падения курса рубля по отношению к другим валютам. 

Счетная палата РФ в феврале 2019 года отмечала, что по итогам реализации территориальных программ на 2017 год отмечаются значительные объем и рост кредиторской задолженности медицинских организаций. Анализ аудиторов показал, что основные причины образования кредиторской задолженности таковы: недофинансирование территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов и низкие тарифы ОМС, которые не покрывают реальные затраты на оказание медицинской помощи. В Минздраве также признавали дефицит терпрограмм в 28 регионах по итогам 2019 года.

«Таким образом, Счетная палата подтвердила наличие финансовых проблем у государственных (муниципальных) учреждений. Несмотря на то что финансирование государственного здравоохранение в последние годы несколько увеличилось, кардинального улучшения не произошло. Это означает, что стартовые финансовые условия многих медицинских организаций к началу распространения коронавируса были достаточно сложными, не позволяющими им самостоятельно решить все задачи, связанные с борьбой с коронавирусом», – резюмируют авторы доклада ЦНИИОИЗ.

При этом председатель ФФОМС (с марта 2020 года) Елена Чернякова, напротив, отмечала, что система ОМС «в полной мере доказала свою устойчивость и готовность к борьбе с коронавирусом». «В кратчайшие сроки в течение марта и первой половины апреля были приняты важнейшие решения, которые позволили донастроить систему», – говорила она. О том, что национальная система медицинского страхования позволяет «не думать о том, как покрыть расходы здравоохранения», говорил 20 апреля и министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.

По подсчетам ЦНИИОИЗ, из-за приостановки профосмотров и диспансеризации медучреждения, работающие с прикрепленным населением, недополучат в нынешнем году 50 млрд рублей. Еще 1,2 млрд рублей планировалось направить в виде выплат медикам за выявление онкологических заболеваний. Чтобы компенсировать эти потери, следует увеличить подушевые нормативы и перераспределить средства от диспансеризации в первичное звено, занятое диагностикой и лечением COVID-19, считают авторы доклада. Так делают, например, территориальные фонды ОМС Самарской и Свердловской областей. Кроме того, появилась возможность прямой финансовой поддержки терфондов за счет федбюджета, в том числе для компенсации выпадающих доходов медучреждений. 

Однако эти меры в ЦНИИОИЗ считают недостаточными и предлагают покрывать дефицит бюджета ФФОМС (за счет федбюджета) напрямую, а также законодательно разрешить прямую поддержку ТФОМС за счет средств региональных бюджетов без расширения территориальных программ ОМС. Обычно власти субъекта предоставляют ТФОМС средства на оплату сверхбазовой медпомощи.

Авторы доклада поддерживают допфинансирование медорганизаций, приостановивших плановую медпомощь, за счет нормированного страхового запаса ТФОМС, а также через 100-процентное авансирование медпомощи, но предлагают увеличить предельное значение финансирования НСЗ с среднемесячного размера планируемых поступлений средств терфонда на очередной год до двухмесячного уровня. «Даже при наличии достаточного объема нормированного страхового запаса ТФОМС может отказать в предоставлении страховой медицинской организации недостающих средств для оплаты медицинской помощи», –говорится в докладе.

ЦНИИОИЗ считает необходимым реформировать систему ОМС, в первую очередь, в части предоставления гарантий софинансирования со стороны федерального бюджета, внедрения четких механизмов компенсации медорганизаций во время экстренных ситуаций (отказ от оплаты за оказанную медицинскую помощь, использование механизма, аналогичного сметному финансированию) и внедрения финансовой ответственности страховых медицинских организаций перед медучреждениями.

Полностью доклад можно прочитать здесь

Источник: Вадемекум, 29.04.2020.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Календарь новостей
Май 2020
Предыдущий месяц 2020 Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Яндекс.Метрика