дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2020_02
Новости российских СМИ
01 марта 2020 388 просмотров 0 комментариев Распечатать

ТАБЛЕТКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ: НАЦЕНКИ АПТЕК ВЫРОСЛИ ВПЕРВЫЕ С 2016 ГОДА

По итогам 2019 года средний размер наценки на лекарства в российских аптеках вырос до 24,6%. Увеличение произошло впервые с 2016 года. Об этом свидетельствуют данные компании DSM Group, с которыми ознакомились «Известия». Рост наценок может быть связан с падением спроса на лекарства, предполагают эксперты. Однако в этом году аптеки вряд ли смогут увеличить маржу даже на фоне коронавируса: после скандала с завышением цен на маски за ними пристально наблюдает ФАС.

Цифры как в аптеке

В 2016 году аптечные наценки на лекарства в среднем составляли 25,8% от конечной стоимости, следует из информации DSM Group. Этот показатель планомерно снижался до 25,1% в 2017-м и 23,9% в 2018-м. В прошлом же году он впервые вырос до 24,6%. Самый значительный — 34,6% — размер наценки оказался на препараты, которые аналитики не отнесли ни к одной из групп. Также высокие показатели у средств для кожи (29,7%), противопаразитарных (28,1%) и лекарств от простуды (27%).

В 2019-м наценки выросли на фоне снижения спроса на медикаменты. Как писали «Известия», в прошлом году россияне купили 5,1 млрд упаковок лекарств. Это на 1,8% меньше, чем годом ранее. Падение рынка в натуральном выражении произошло впервые с 2015-го — до этого он рос в пределах 2,9–4% ежегодно. Хоть россияне и стали реже ходить в аптеки, теперь они предпочитают более дорогие препараты. Средняя взвешенная цена за пачку приобретаемого лекарства в декабре составила 220 рублей, на 10,8% превысив аналогичный показатель 2018 года. Поэтому в денежном выражении продажи препаратов в 2019-м выросли на 3%, впервые превысив 1 трлн рублей.

В следующем году ожидать роста наценок на лекарства не стоит — они останутся на уровне 24%, полагают аналитики DSM Group.

Стоит отметить, что в аптеках гораздо выше маржа на сопутствующие товары, а не на медикаменты. Тем не менее они в последние годы падают. Например, наценки на БАДы снизились с 40,7% в 2016 году до 33,1% в 2019-м, на средства по уходу за полостью рта — с 42,7 до 37,8% за тот же период, на косметику — с 41,4 до 39,5%. Почти не изменилась маржа с продажи диагностических приборов (с 33,3 до 33,7%) и барьерных контрацептивов (с 40,8 до 40,6%).

Наценки на минималках

Изменение наценок на лекарства продиктовано конкуренцией продавцов между собой и их отношениями с производителями, пояснила «Известиям» исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

— Основной вид конкуренции для аптек — ценовая. Соответственно, несколько лет все старались работать на минимальных наценках. Это компенсировалось бонусами от производителей за большие объемы продаж. В 2019-м, когда спрос начал падать, эти бонусы уменьшились и были компенсированы увеличением наценок, — объяснила специалист.

Начиная с 2010-го наценки в аптеках многие годы снижались благодаря государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП), добавила Елена Неволина.

В целом наценки на лекарства в России — одни из самых низких, если сравнивать их с другими товарами массового потребления, отметил член совета Гильдии маркетологов Николас Коро. Например, одежда или в парфюмерия в рознице может продаваться по цене в разы больше закупочной.

— Население наиболее болезненно реагирует на повышение цен именно на фармрынке. Наш социум стареет, и среднестатистический гражданин ходит в аптеку всё чаще, а доходы его с выходом на пенсию снижаются. Конечно, на это реагирует исполнительная власть. Ни один рынок в нашей стране так явно не зависит от окриков госрегулирования, как фарма, — утверждает эксперт.

На фоне последних скандалов с завышением цен на маски во время вспышки нового коронавируса аптеки вряд ли смогут увеличить наценки в этом году, полагает Николас Коро.

В начале февраля после сообщений о кратном росте цен на медицинские маски президент Владимир Путин заявил, что аптеки, которые «решили нажиться», нужно лишать лицензии. По словам главы государства, если «два-три таких заведения закрыть», негативных последствий для граждан с точки зрения снабжения лекарствами не будет.

Позже ФАС выяснила, что цены завышали не сами аптеки, а их поставщики. В службе предупредили, что если выявят признаки сговора между крупными производителями и оптовиками, участники картеля будут строго наказаны.

Источник: Известия, 21.02.2020.

Компании:
ДСМ Групп
Иное:
Цены
Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика