Специальные инвестконтракты возможны и перспективны в совершенно различных отраслях – от легкой промышленности до радиоэлектроники
Первые специальные инвестиционные контракты (СПИК) между государством как заказчиком и петербургскими производственными предприятиями могут быть заключены уже в начале 2016 года
На данный момент принятие соответствующего постановления администрация Северной столицы обсуждает с федеральными властями. «Мы надеемся, что все необходимые согласования будут завершены до конца года, и в январе мы рассчитываем начать готовить целый ряд СПИК», – сообщил «Эксперту С-З» глава Комитета по промышленной политике и инновациям СПб Максим Мейксин. «Интерес к механизму СПИК прежде всего наблюдается в фармацевтической отрасли, поскольку в этой сфере есть реальная возможность импортозамещения и есть возможность вследствие реализации инвестконтрактов покупать препараты по фиксированной цене. Но и помимо представителей фармы на предмет заключения инвестиционных контрактов к нам в комитет уже обращались энергетические и машиностроительные компании», – добавил он, правда не приведя пока конкретных примеров.
Исполнительный директор фармацевтической компании ОАО «НТФФ «Полисан» Евгений Кардаш считает, что механизм инвестконтрактов принесет пользу отрасли: «Данный инструмент требует проработки, но он нам интересен, и мы изучаем возможность его применения». Однако только если СПИК будут подкреплены работой по трансферу технологий (успешные примеры чего уже есть в петербургском автопроме и фарме), то этот выстрел может оказаться холостым.
Детройт Северо-Запада
Инструмент СПИК были введен в оборот Федеральным законом о промышленной политике еще год назад, но полноценно действовать начинает только сейчас. В регионах первые примеры инвестконтрактов уже есть, тогдакак на федеральном уровне такие контракты можно будет увидеть в январефеврале следующего года. Об этом недавно сообщил министр промышленности Денис Мантуров. Сегодня на руках у ведомства уже есть шесть соглашений о намерениях, подписанных с компаниями в сфере нефтегазового машиностроения, сельхозмашиностроения, производства автокомпонентов.
В то же время любопытство по отношению к новоиспеченному инструменту как по команде выразили несколько топовых автопроизводителей. В их числе присутствует и петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Дело в том, что механизм, аналогичный СПИК, знаком представителям автопрома не понаслышке – похожая идеология была заложена в режим промышленной сборки автомобилей, вступивший в силу еще в далеком 2005 году. В его рамках автопроизводители, импортирующие компоненты, получали льготные таможенные ставки, а за это обязывались сократить ввоз автокомпонентов и выполнить частичную локализацию производства на территории России. Последствия режима промсобрки Санкт-Петербург и Ленобласть имели возможность испытать на себе. Благодаря этому Санкт-Петербург в 2000 годы начали называть «российским Детройтом». И было за что. Производство здесь развернули Hyundai, Nissan, Ford, Toyota. Поначалу автоконцерны осторожничали, закупая в стране простейшие компоненты вроде кресел и фар, но затем дошла очередь и до более сложных вещей – штамповки, выхлопных систем.
Впрочем, еще есть куда стремиться. В соответствии с данными Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России составляет 45%, тогда как локализация автокомпонентов для них не превышает 20%.
Дважды в одну реку
По сути, инвестконтракты – попытка войти в эту реку второй раз. Только одним автопромом на этот раз дело не ограничится. Заключать подобные соглашения смогут представители совершенно разных отраслей – от легкой промышленности и машиностроения до фармацевтики и радиоэлектроники. Вводя новый инструмент, государство пытается убить двух зайцев.
С одной стороны, СПИК заточен под наращивание в стране производства не имеющей аналогов продукции. С другой – под стимулирование зарубежных компаний к локализации. Ставя подпись под инвестконтрактом, бизнес берет на себя обязательства вложиться в модернизацию или развитие нового производства, а в обмен на это получает пакет преференций от государства. Каких-то специфических льгот бизнесменам предложено не будет. Зато они смогут довольствоваться льготами по налогам и сборам, уплате таможенных платежей, аренде за пользование госимуществом, а также будут ограждены от повышения налоговой нагрузки на срок действия контракта (до десяти лет). Однако получить счастливый билет смогут не все. Чтобы попасть в клуб обладателей инвестконтрактов, нужно будет раскошелиться, вложив в производство не менее 750 млн рублей.
Еще одним «пряником» для инвесторов должны стать поправки в работу контрактной системы. Госзаказчикам могут разрешить закупать изготовленную по инвестконтракту продукцию напрямую у производителя в обход конкурсных процедур. Президент в ходе послания Федеральному Собранию предложил ограничить эту долю 30% производимой продукции (Минэкономразвития и Минпромторг ранее предлагали закупать до 60% продукции).
Глава российского представительства международного фонда прямых инвестиций Hermes-Sojitz Олег Янтовский считает, что механизмы гарантий по получению госконтрактов на поставку продукции могут повысить инвестиционную привлекательность проектов. Но при этом необходимо будет учесть потребности всех участников рынка, добавляет он: «Это непростая задача для Минпромторга, потому что фактически санируемое предприятие может стать монополистом в определенном сегменте».
Агрегатное состояние
Пока СПИК напоминает сложный агрегат, вроде Большого адронного коллайдера. За ним интересно наблюдать, но в то же время совершенно непонятно, заработает он или нет. Лакмусовой бумажкой эффективности механизма будет его способность стимулировать привлечение в российскую экономику передовых технологий и обеспечивать кооперацию отечественных производителей с зарубежными (что, впрочем, не отменяет необходимости поддерживать собственные НИОКР). Во всяком случае, мировой опыт не знает прецедентов, когда отстающим в технологическом отношении странам удалось собственными силами произвести по-настоящему конкурентный мировой продукт.
Хорошей иллюстрацией определяющего значения технологий является петербургский фармацевтический кластер, которому сослужил добрую службу «патентный обвал» (завершение официального срока патентной защиты брендированных лекарственных средств). Произошедшее позволило фармацевтическому бизнесу создать дженерики этих препаратов по более дешевой цене и со сравнимой эффективностью, отвечающие мировым стандартам. Нарастив необходимую мышечную массу, региональные фармкомпании уже взялись развивать собственные R&D подразделения и приступили к штурму зарубежных рынков собственными разработками и технологиями.
Глава группы компаний «Герофарм» Петр Родионов считает, что нововведение поможет осуществить локализацию фармпромышленности на качественно новом уровне. «Инвестконтракты дадут стимул к переходу локальной фармы от упаковочных линий и розлива к полноценным производствам полного цикла, создаст реальные предпосылки для трансфера технологий», – одобряет принятую меру бизнесмен. «Это позволит, с одной стороны, привнести в Россию импульс к развитию новых областей знаний, которые будут работать на повышение качества лекарственного обеспечения и укрепление лекарственной безопасности, а с другой – поможет инвесторам получить доступ на рынок», – подытоживает он.
По мнению Евгения Кардаша, СПИК скорее будут использовать под развитие существующих площадей, чем под создание новых индустриальных комплексов по модели гринфилд. «Большая Фарма» будет стараться использовать мощности существующих предприятий. Поэтому стороной специального инвестиционного контракта выступят российские компании, а «Большая Фарма» станет их партнером по трансферу технологий на контрактном или лицензионном производстве», – ожидает он.
К слову, компания «Полисан» как раз представляет собой пример подобного трансфера, поскольку готовится открыть в 2017 году третью очередь своего завода (объем вложений оценивается в 1 млрд рублей), которая будет задействована под выпуск рентгеноконтрастных препаратов немецкого концерна Bayer. С ним у компании заключен договор о стратегическом партнерстве на десять лет. Предполагается, что «Полисан» наладит на своем заводе полный производственный цикл за исключением создания активных фармацевтических субстанций (за данное направление как раз будет отвечать Bayer).
В финансовом тумане
Пожалуй, наиболее туманным моментом в отношении СПИК остается вопрос финансовой поддержки проектов. Интересно, что опыт внедрения аналога СПИК в Поднебесной, которым вдохновлялись в Минпромторге, включал льготные кредиты, предоставляемые Банком Китая. Ссылка не него содержится в материалах министерства, но применительно к российским реалиям этот вопрос почему-то оставлен за скобками. По этому поводу лишь сказано, что «инвестконтракты не предполагают бюджетных инвестиций».
Вероятно, субсидии на реализацию инвестиционных проектов и другие подобные меры будут прописываться в тексте каждого контракта отдельно. По идее участники СПИК также смогут получить целевые займы от Фонда развития промышленности (предоставляет займы под 5% годовых на сумму от 50 до 700 тыс. рублей), который по поручению президента до конца марта поручено докапитализировать на 20 млрд рублей.
«В своей практике положительного влияния статьи об инвестконтрактах отметить, к сожалению, не могу. Обозначенные в ней нормы относятся к гарантиям со стороны государства на постинвестиционный период, а основная трудность для масштабных комплексных проектов заключается в поиске длинных денег и залогового обеспечения», – замечает председатель совета директоров ПАО «Звезда» Павел Плавник.
Я буду долго гнать велосипед
Пример автопрома показывает, что локализация производства может быть более выгодна, чем импорт, даже после истечения льготного режима, но только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне, отмечают аналитики PWC.
«Ключевой вопрос – глубина локализации и те преференции, которые получат локальные производители продукции из отечественных субстанций», – почти дословно повторяет формулировку аналитиков Евгений Кардаш. Это сможет поддержать производство субстанций внутри страны, считает он.
Таким образом, для того чтобы очередное начинание не забуксовало, достаточно будет не изобретать собственный велосипед, а взглянуть на мировой опыт. В практической плоскости это означает, что подход к внедрению инвестконтрактов должен быть комплексным, когда стимулирование спроса посредством налоговых льгот, госзаказа напрямую увязывается с привлечением технологий. Без них велосипед может и поедет, но при первой возможности завалится набок.
Источник: Эксперт-онлайн, 21.12.2015.