дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2014_01
Новости отраслевых СМИ
01 декабря 2014 1065 просмотров 0 комментариев Распечатать

КАК НАМ ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА

Главный редактор «Фармвестника» Г.Иноземцев поделился своими впечатлениями от поездки в Китай.

Так сложилось, что я посещаю Поднебесную с периодичностью один раз в 10 лет. Это, несомненно, слишком редко. Однако это дает возможность наиболее явно увидеть темпы и значимость происходящего там развития и новые впечатляющие достижения.

Слово и дело

Интересное наблюдение заключается в том, что каждый такой контакт сопровождался так называемым когнитивным диссонансом разной степени. Так, например, первый раз такое произошло в 1994 г. на набережной Благовещенска, когда ваш покорный слуга не совсем мог увязать слышимые из уст представителей Горздрава жалобы на то, что китайская сторона, которая находится на другом берегу реки, якобы несет в себе инфекционную угрозу для российского берега, и в то же время лицезрел на том дальнем берегу набор небоскребов, которому бы позавидовал «Москва -Сити» образца 2004 г.

Схожее ощущение диссонанса возникло при моем втором контакте с нашими «братьями навек», в ходе рабочего визита в Китай в рамках проекта развития портфеля компании «Верофарм» в 2004 г. Тогда у меня не сходилось общее мнение о китайской фармпромышленности как о представителе традиционной медицины с увиденным GMP-потенциалом крупных производителей, который легко догнал и начал обходить таковой у российских производителей.

И наконец, сейчас, в 2014 г., несмотря на общую точку зрения, будто китайцы могут производить качественную активную субстанцию, но не могут прийти в Россию с готовыми ЛС, я увидел: на самом деле это не так.

Да, действительно, на сегодняшний момент основные поставки в Россию, да и в другие страны земного шара, сконцентрированы вокруг химического и биологического сырья и ингредиентов. Да, это правда, что только крупные китайские производители посредством постоянного внутреннего и внешнего контроля качества могут обеспечить стабильное производство ЛС на абсолютно безопасном уровне. Да,  внутренний спрос в Поднебесной таков, что и не снилось российскому рынку (по данным IMS Health, более 94 млрд долл. США, CAGR 09/13 +18%).

Но ошибочно предполагать, что крупные китайские производители дженериков не испытывают внутренней конкуренции и не обладают достаточной потенциальной мощностью производства. Стоит обратить внимание, что работающих производителей в Китае более 4 тыс., что счет крупным предприятиям там идет на сотни, а не на десятки, как в России, и что именно в дженериках «магия больших объемов» производства имеет наибольшее значение для снижения себестоимости.

Таким образом, простая экономическая логика толкает наших «китайских братьев» к принятию стратегического решения о выходе на российский рынок ГЛС.

Сейчас или никогда

Нынешние фармкомпании, активно действующие на российском рынке, могут попасть в краткосрочный «идеальный шторм», когда многие факторы будут взаимоумножаться. Первый такой фактор — возможности китайских производителей сырья. Вертикальная интеграция здесь имеет очень большой потенциал. То есть местные компании могут получать API быстрее и дешевле. Второй фактор  —  нынешняя геополитическая обстановка и общепринятая тенденция к переориентации закупок с «вражеской» коалиции на «дружественные» страны БРИК и другие, не примкнувшие к санкциям.

Третьим фактором может стать сокращение бюджетов (ведомственных и государственных) и необходимость обеспечить закупки большего числа упаковок за меньшие деньги, особенно в пересчете на твердо конвертируемую валюту.

Перспектива перехода системы лекарственного обеспечения к 2016—2017 гг. на модель софинансирования рецептурных средств вполне может явиться последним толчком для пробуждения «китайского фармацевтического дракона».

Приоткрытое окно возможностей

Маловероятно, что китайская фармпромышленность проглядит все более явно прорисовывающуюся привлекательность нового внешнего рынка. Ее наиболее активные представители давно присматриваются к России и, скорее всего, учтут и старые ошибки первопроходцев (фармкомпании из Индии), и новые ограничения конкуренции (необходимость сразу же локализоваться для доступа к бюджетным закупкам), и новые реалии регистрационного процесса (возможность привлечения высокоэффективных CRO для быстрейшего проведения клинических исследований). Таким образом, многим игрокам российского рынка, особенно дженерикового государственного и госпитального секторов, стоит запланировать свою стратегию по участию или защите от возможного прихода «желтой волны» с берегов Янцзы уже в 2015—2016 гг.

 

Источник: Фармвестник, 23.09.2014.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика