дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2014_01
Новости российских СМИ
01 декабря 2014 952 просмотра 0 комментариев Распечатать

ТЕМПЕРАТУРА НОРМАЛЬНАЯ

Фармацевтические ритейлеры активно ведут переговоры и заключают сделки по купле-продаже аптечных активов. Эксперты считают, что укрупнение бизнеса и большая концентрация на рынке позволит основным участникам рынка с минимальными потерями пережить экономический кризис. У аптек припасены и другие рычаги по оптимизации бизнеса.

 

Группа A.V.E. присматривается к финскому бизнесу в России. По крайней мере "Аптечная сеть 36,6", которая проходит процедуру слияния с A.V.E., ходатайствовала в федеральную антимонопольную службу о покупке "03 Аптека", компании "Витим и Ко" (управляет сетью аптек "Старый лекарь") и дистрибьютора "Ориола", которые принадлежат финскому фарм-ритейлеру Oriola-KD.

При этом недавно группа A.V.E. продала региональные активы "36,6" фармхолдингу "БСС", намереваясь сосредоточиться на Москве и Московской области. Предполагается, что такая мера позволит сократить долговую нагрузку аптечной сети.

В свою очередь, "БСС" также заявил о том, что планирует расширить свое влияние в регионах и стать одним из крупнейших ритейлеров в России. Так, к 105 аптекам, работающих под брендом "Алоэ" и "Эдифарм", прибавилась еще 71 аптека бренда "36,6". Кроме того, в октябре стало известно, что "А5" начала переговоры с "Фармаимпекс" об объединении.

Крупные рыбы

В целом на рынке фарм-ритейла есть тенденция к укрупнению бизнеса. Как считают аналитики, это некоторый "жировой запас", который позволит безболезненнее пройти период общего экономического кризиса.

"Сейчас крупные аптечные сети идут активно на сделки M&A. Таким образом, аптечные сети, подгадывая момент кризиса, стараются, используя меньший финансовый ресурс, заложить потенциал развития собственной организации на будущее", - прокомментировал "Агентству Бизнес Новостей" аналитик компании RNC Pharma Павел Расщупкин, добавив, что процесс был запущен еще в прошлом году.

Но несмотря на экономический кризис, аптечный бизнес имеет хорошие показатели. Так, по данным аналитического маркетингового агентства DSM Group, с начала года аптечный рынок России вырос на 8,5% и составил 603 млрд рублей.

Причем лидеры рынка из топ-15, такие как A.V.E. с "36,6", "Ригла", "А5", "Доктор Столетов", "Радуга" и т.п. растут быстрее остальных (на 13,7%). Их концентрация на рынке, по прогнозам агентства, составит по итогам года до 25% против 21% в прошлом году. Увеличение этого показателя связано с объединением ряда крупных аптечных сетей в 2013 году, прокомментировали в DSM Group.

"В последние годы аптечный сегмент консолидируется, причем не только за счет покупки коммерческих сетей коммерческими игроками, но и за счет развития маркетинговых альянсов. Недавно "А5" и "Фармаимпекс" подписали соглашение о создании собственного маркетингового партнерства "Компас", - добавил аналитик Павел Расщупкин.

Аптеки готовятся повышать цены

Но все же текущая экономическая ситуация не могла не сказаться на аптечном бизнесе. В основном это проявится в определении ценовой политики, отметили эксперты.

Так, исполнительный директор некоммерческого партнерство содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия" Елена Неволина пояснила АБН, что на цены из перечня жизненно-важных средств цены повышаться не будут в связи с госрегулированием. А по остальному ассортименту стоимость будет повышаться в связи с ослаблением курса рубля. При этом подорожание будет зависеть от запасов продукции, которая произвели и закупили еще по старым ценам.

"Наценки, как правило, уже сформированы. На сегодняшний день основная конкуренция - ценовая. Поэтому некоторые аптеки пока сдерживают цены", - заключила Неволина.

Президент компании "БСС" Эдуард Захрабеков в комментарии АБН также отметил, что пока еще роста цен ждать не стоит, ведь у большинства производителей в Петербурге сформированы приличные запасы продукции. Но если курс рубля будет продолжать падать, то цены, безусловно, вырастут, сказал Захрабеков.

Меньше лекарств

Но вместе с тем сети будут ориентироваться на то, чтобы увеличивать эффективность своей работы за счет смены акцентов в ассортименте. В частности, аптечные сети уже увеличивают долю в обороте нелекарственного ассортимента и безрецептурного, говорят эксперты.

"Сети таким образом стараются покрыть возможные издержки, которые возникают из-за изменения курса валют за счет более маржинальной продукции, которая к тому же, не попадает под госрегулирование. И в розничном сегменте сейчас делают особый акцент на препараты либо с большим размером упаковки либо на более дорогостоящую продукцию", - прокомментировал аналитик Павел Расщупкин.

Эдуард Захрабеков спрогнозировал, что в перспективе все участники фармацевтического рынка будут ориентироваться в сторону более маржинальных позиций, компенсируя эффект от кризиса и ослабление рубля.

Таким образом, аптеки имеют все шансы спокойно пережить кризис, если изменение ценовой политики и оптимизация ассортимента пройдут без проблем. Между тем компании продолжают биться за первенство на рынке, скупая новые активы. Правда, за тем, чтобы аппетиты компаний не росли безмерно, бдит УФАС.

 

Источник: Агентство бизнес новостей, 18.11.2014.

Иное:
Ритейл
Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика