25 сентября в Казани прошел Третий партнеринг «Лекарства России – к междисциплинарному диалогу», ключевой темой которого стали лекарственное обеспечение и ФЗ-44 о контрактной системе в сфере госзакупок.
В мероприятии, организованном ФАС России, Минздравом Республики Татарстан и Ассоциацией российских фармацевтических производителей, приняли участие более 300 человек – представителей профильных министерств и ведомств, фармкомпаний и деловых кругов.
Модераторами партнеринга выступили начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев и генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
Генеральными партнерами мероприятия стали компании «Новартис» и «Герофарм».
Также партнерами мероприятия выступили компании НТФФ «ПОЛИСАН», «Р-Фарм», «Амджен», «Эбботт», «Петровакс Фарм», «ФармЭко», «Нанофарма Девелопмент» и «Такеда».
Информационную поддержку партнерингу оказали отраслевые СМИ: Vademecum, «Московские аптеки», «Ремедиум», «Новости GMP», «Аптечный союз».
Впервые за всю практику проведения партнерингов произошел беспрецедентный случай: на последней сессии участники отказались от заранее заготовленных докладов, передав их в оргкомитет, и провели живой диалог с представителями федеральных органов исполнительной власти. В течение практически шести часов они отвечали на самые острые и актуальные вопросы, волнующие отрасль.
Участники обсуждали специфику работы по ФЗ-44 о контрактной системе в сфере госзакупок. Тимофей Нижегородцев рассказал о механизме установления предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП. Нижегородцев подчеркнул, что основная проблема отрасли – отсутствие конкуренции, которое приводит к необходимости административного регулирования цен на лекарства и медизделия.
В числе предложений ФАС России – отказ от применения «затратного» метода регистрации цен, переход к регистрации цен на воспроизведенные лекарственные препараты в процентах от цен на референтные (оригинальные) лекарственные препараты, «чистка» реестра зарегистрированных предельных отпускных цен и переход к установлению предельных надбавок в фиксированных показателях с дифференциацией по группам лекарств.
Вопрос ценообразования на препараты из перечня ЖНВЛП затронул также руководитель отдела государственных программ и ценообразования ООО «Новартис Фарма» Кирилл Левашов. Докладчик предложил новый принцип формирования предельной оптовой наценки: максимальный коэффициент в канале с дорогой логистикой (госпитальный) и минимальный – в канале с дешевой логистикой (например, ОНЛС).
Представители ФАС также рассказали о судебной практике, связанной с применением ФЗ-44: одна из основных проблем сейчас – создание картелей при реализации лекарственных средств, что приводит не только к ограничению конкуренции, но и к поддержанию в отдельных случаях необоснованно завышенных цен и ухудшению качества поставляемых лекарств. В 2011-2012 годах ФАС России был выявлен картель по поддержанию цен на торгах, объединяющий крупнейших российских фармдистрибьюторов. В 2014 году участники картеля были привлечены к административной ответственности: совокупный размер штрафов составил 402 млн рублей.
Заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан Фарида Яркаева затронула ряд нерешенных вопросов по ФЗ-44: определение страны происхождения препарата, возможности закупок по ТН, локальный статус лекарственного средства и др. Она отметила, что при производстве товара на нескольких площадках подтверждение страны происхождения должно носить заявительный характер со ссылкой на производственную площадку. Также Фарида Яркаева предложила рассмотреть механизмы принудительного включения в перечень ЖНВЛП или механизмы стимулирующего характера.
Коммерческий директор ООО НТФФ «ПОЛИСАН» Дмитрий Борисов отметил необходимость проверки соответствия стандартам GMP закупаемых по ФЗ-44 лекарств и участвующих в торгах компаний. По его словам, в 2014-2015 годах лишь 62 из 176 проинспектированых фармпредприятий получили заключение о соответствии правилам GMP.
Дискуссия развернулась и по вопросу оборота наркотических средств и психотропных веществ. Как рассказала заместитель директора Департамента здравоохранения Приморского края Екатерина Елисеева, основные нарушения связаны с организацией допуска сотрудников к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, порядком перевозки, хранения и учета наркотических средств. Проблемы медицинских учреждений – это, в частности, отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, дефицит квалифицированных фармацевтов, отсутствие бюджетных средств на создание требуемых условий хранения и отпуска ЛП в регионах. ФАС в свою очередь считает, что в медучреждениях выявлены лишь крайне незначительные нарушения.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко, направивший участникам партнеринга приветствие, отметил их продуктивную работу: «Сегодня деловое и конструктивное взаимодействие между представителями органов государственной власти, бизнеса и медицинского сообщества как никогда востребовано. Перед нами стоят общие серьезные задачи, требующие взвешенного и профессионального подхода: развитие отечественной фармацевтической промышленности, реализация государственной программы по импортозамещению лекарственных средств, разработка и внедрение системы мониторинга за движением фармпрепаратов. В решении данных вопросов необходимо найти справедливый баланс между интересами пациентов и экономическими интересами отечественной медицинской промышленности.
Росздравнадзору, как контролирующему органу, крайне важен диалог с профессиональным сообществом и общественными организациями. Уверен, что совместными усилиями мы качественно и в назначенные сроки выполним все поставленные перед нами задачи».
«Я рад открытости, деловому настрою и профессионализму участников партнеринга. Именно этим он и привлекает ставшую уже традиционной площадку Учебного центра ФАС.
Мы ждем всех на Четвертом партнеринге, здесь же, в Казани, в сентябре 2016 года», – подвел итоги мероприятия генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
Источник: официальный сайт АРФП, 01.10.2015.